В густонаселенном пантеоне

В густонаселенном пантеонеБорьба со змеями и чудовищами — попытка придать забвению прошлое, когда змеями были и сами прекрасные боги классического периода и первые цари Аттики — полулюди-полузмеи, рожденные землей (автохтоны Кекроп, Эрихтоний и другие).

Греческая архаика хранит воспоминание о временах, когда будущие олимпийцы были неодушевленными предметами, растениями, животными. В густонаселенном пантеоне древних греков врачеванию причастны многие боги, но только с выделением медицины в отдельную профессию, как фантастическое отражение реальности, возникают ее небесные патроны.

Почти все боги, так или иначе связанные с медициной, имеют змеиное прошлое: были змеями, на время вновь в них превращаются, змеи становятся их постоянными спутниками — атрибутами. Мифы и искусство многих народов, но наиболее полно древних греков, позволяют выстроить «…эволюционный ряд, выявляющий этапы антропоморфизации змеи как существа мифологического: змея (первобытная стадия); человекоподобное существо со змеиным хвостом (стадия Эрихтония); одноногое божество; хромое божество (стадия Гефеста); божество, имеющее недостаток в ноге (стадия Эдипа); божество, вполне «очеловеченное», на былую хромоту которого намекает только миф или ритуал (стадия Зевса)» (К. Л. Лаушкин, 1970, с. 184).

Устойчивость традиции — конечно, не случайность: символика змеи полнее, чем любая другая, отражает внутреннюю сущность медицины, ее глубинные корни, противоречивость, неоднозначность.

Змеем некогда был сам эгидодержавный Зевс, его дочь — мудрая Афина, сын — светозарный Аполлон, сын Аполлона — бог медицины и врачей Асклепий… Само имя повелителя Олимпа, по одной из этимологий — «жизнь», «первопричина жизни». Преемственность культурной традиции очевидна.

Зевс, врачеватель, целитель, владеет средством от всех болезней и от самой смерти — травой жизни. Именно он — родоначальник, отец богов, причастных медицине: Афины, Аполлона, Мойр, Харит, дед и прадед богов медицины. Нет, не зря Зевса называют «спаситель», «помощник в беде», «оградитель», «отец»… В честь Зевса устраивали самые почетные в Древней Греции игры — Олимпийские.

Почетное место среди олимпийцев занимает дочь Зевса и Ме – тиды (мудрость) Афина-Паллада. По классической версии мифа, она во всем своем великолепии, во всем величии, в полном боевом облачении вышла из головы Зевса. Современная наука, однако, располагает весьма вескими данными, указывающими на истоки образа — богинь со змеями, представлявших древнюю уже для древних греков Крито-Микенскую культуру. На хтоническое прошлое богини указывает один из орфических гимнов, в котором она названа «пестровидной змеей». Афина — покровительница змей. Священная змея (одна или две) содержалась в храме богини.