Теперь судьба подчинена

Теперь судьба подчиненаИтак, прежде неотвратимая судьба может быть преодолена, веления Рока оспорены, жребий заменен. Теперь судьба подчинена Мойрагетам Зевсу и Аполлону, следовательно и Аполлону-врачу. Впервые в истории человек поставил над судьбой высшую силу – врача, целителя. Пока это бог, но скоро над судьбой станет смертный… смертный, поднимавший руку на бога еще в давние времена Троянской войны:

«…на царя самого, стрелоносного Феба,

Поднял он лук за супругу свою, легконогую нимфу».

(Гомер, Ил., ст. 559—560, 1985. Перевод И. Гнедича).

Муж вступился за честь и достоинство своей супруги, а супруга героя Ида прекрасная Марписса предпочитает бессмертному Аполлону, которому, кстати, вообще не очень везло в любви, смертного.

История медицины — история борьбы против «предопределения», «рока», «судьбы». Во все века врач стремился совершать невозможное — возвращать к жизни мертвых. Мечта реализовалась в поэтичных мифах. Дружба побеждает Смерть: Геракл уводит из царства Аида Алкесту — жену своего друга Адмета; Смерть побеждается Умом и Хитростью — Сисиф (Сизиф) обманул Смерть, обманул Персефону и покинул ее мрачное царство. Почти победило смерть Искусство — вспомним миф об Орфее и Эвридике. Отступает смерть перед Знанием — многократно возвращает к жизни смертных и бессмертных Аполлон, многократно заставляет смерть отступать сын лучезарного бога — Асклепий.

Ныне заветная мечта стала обыденным делом, работой… Появилась наука оживления — реаниматология, врачи-реаниматоры… Но путь к свершениям был долгим и трудным. У истоков этого пути как предвидение, как предчувствие грядущего, фантазия народов создала легенды, сказания, мифы о победе смертного над Роком, Судьбой. Фантазия древних греков создала Мойр, показала, как изначально всесильные богини Судьбы подчиняются Мойрагету Аполлону, а затем вынуждены подчиниться и смертным.

Жизнь и судьбу определяют и родные сестры Мойр — Горы или Оры: Эйрена (мир), Дике (справедливость), Эвномия (благо – законие). Неисчислимы беды и болезни, ненасытна смерть, когда уходит из города, из государства Эйрена (Ирена), а врывается необузданный Арей (бог войны), неисчислимые страдания терпят люди, позабывшие Дике, топчущие Эвномию. Прекрасные богини, бесспорно, причастны Аполлону-врачу; поскольку их прямая обязанность — упорядочивать жизнь человека, наблюдать за ее закономерным течением.