Быть может, определенный

Быть может, определенныйНаиболее часто Телесфора изображали с Асклепием, которому он едва по пояс, нередко с Асклепием и Гигиейей — божественное трио. Известен очень важный для понимания значения Телесфора рельеф на фризе греческого храма II века н. э., который был обнаружен в Пловдиве (1925 г.). Храм этот, по-видимому, был посвящен богам здоровья. На фризе вся семья: Асклепий, Эпиона, Телесфор, Махаон, Подалирий, Гигиейя, Панакея, Иасо. Теле-сфор — между Асклепием и Панакейей. Богиня-целительница наливает лекарство и левой рукой касается шапки-капюшона босоногого брата. Расположение фигур, их действия — не прихоть скульптора, а иллюстрация мифа, сообщающего, что прикосновение целебной травы к капюшону Телесфора превращает ее во всеисцеляющее средство. Быть может, определенный намек-эстафета скрыт и в мифе о способе превращения простой целебной травы во всеисцеляющее средство — панацею. В мифе — прикосновение к шапке – капюшону, в жизни — различные виды обработки лекарственного сырья для более полного извлечения действующих компонентов, превращения их в новые, природе не ведомые…

Любая попытка реконструкции мифа, определения понятия, персонифицируемого божеством, условна. Гипотеза потому и гипотеза, что, ничего наверняка не утверждая, дает, используя имеющиеся факты, основание высказать то или иное предположение.

Появление среди богов здоровья Телесфора, думается, свидетельствует о значительных достоинствах античной медицины, понявшей или угадавшей сложный, во многом и до наших дней загадочный, хрупкий механизм выздоровления. Появление новых направлений в профессии, новых понятий, новой силы или сил, естественно, отражается в религиозных представлениях появлением нового бога, гения, демона.