От аллегории Э. отличается

«Емвлема, — пишет Н. Максимович-Амбодик, — есть остроумное изображение, или замысловатая картина очам представляющая какое ни есть естественное вещество, одушевленное существо, или особливую повесть, с принадлежащею к ней нарочитою надписью, состоящею в кратком слов изречении» (СПб, 1811).

«Эмблема — условное изображение идеи в рисунке и пластике, которому присвоен тот или иной смысл. От аллегории Э. отличается тем, что она возможна только в пластических искусствах, от символа — тем, что смысл ее иносказания установлен и не подлежит толкованиям. Якорь — надежда, змея, кусающая свой хвост – вечность, кадуцей Меркурия — торговля…» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1904, т. 80, с. 713).

По последнему (третьему) изданию БСЭ «эмблема» — «условное пояснение отвлеченного понятия, идеи с помощью какого-либо изображения… В узком смысле — символическое изображение, обычно снабженное кратким девизом» (т. 30, с. 158, 1978 г.).

И, наконец, «символ». «Словарь Академии Российской»: «У изобретателей и резчиков медалей под сим именем разумеются разные знаки изображения для означения лиц, частей света, государств, областей и городов, также и разные подписи.» (1794, 4.VI). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «…у греков всякий вещественный знак, имевший условное тайное значение для известной группы лиц» (1900, т. 58, с. 917). В статье «Эмблема» тот же словарь дает такое определение: «Символ есть воплощение идеи. Э. — условный знак, ее знаменующий, ее иероглиф (1904, т.80, с. 713). БСЭ: «В искусстве — универсальная эстетическая категория, раскрывающая через сопоставление со смежными категориями художественного образа, с одной стороны, знака и аллегории — с другой. В широком смысле можно сказать, что С. есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, и что он есть знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа.» (1976, т. 23, с. 385).