Памятники материальной

Памятники материальнойНе сразу возник канонический образ бога (известен Асклепий и обнаженный и безбородый…), не сразу приобретают законченный вид и атрибуты.

Многочисленные скульптуры Асклепия, с коротким, длинным, ровным, суковатым, расширяющимся книзу в виде палицы (булавы) посохом без змеи, наглядно подтверждают сказанное.

Еще в древности начались и до наших дней не прекращаются поиски сокровенного смысла божественных атрибутов. В I в. н. э. Корнут (Cornutus) считал посох Асклепия символом помощи и поддержки; Цезарин (Caesariensis) 260—340 гг. н. э. — символом покровительственной помощи; Фест (Festus) в III в. н. э. полагал, что утолщения на посохе означают трудность медицины. Все эти гипотезы и некоторые другие: посох — опора для змеи, показатель зрелости врача, элемент снаряжения, место хранения яда, который, якобы, врач принимал в случае неудачи или ошибки им допущенной при лечении. Ряд исследователей придавали посоху Асклепия фаллическое значение. В. М. Тарасонов видит в посохе «…символ господства Асклепия над целебными силами природы вообще и над целебными силами растительного мира в частности.» (стр. 87).

Многочисленные изображения Асклепия — скульптуры, монеты, камеи… — свидетельствуют о том, что посох и змея самостоятельные символы и могут быть вовсе не связаны. Особенно наглядно сказанное тогда, когда видишь сразу целую галлерею рисунков известных скульптур, хранящихся в лучших музеях мира. Такую возможность представляет великолепная работа Соломона Рейнаха (1897), где репродуцированы 54 скульптуры Асклепия.

Соединение двух атрибутов в один — не просто сложение их значений, а своеобразное, сложное переосмысление каждого с последующей интеграцией в единое принципиальное новое целое.

Памятники материальной культуры — скульптуры, камеи, монеты, медальоны — наглядно подтверждают длительность процесса формирования постоянного атрибута Асклепия «посоха со змеей» из двух прежде самостоятельных «посоха» и «змеи». Процесс соединения атрибутов отражал становление и утверждение культа.

Если выстроить известные изображения бога врачей в один видеоряд, то можно попытаться реконструировать путь змеи к посоху и этапы слияния различных атрибутов-символов.

На одной из античных камей обнаженный Асклепий (изображение сравнительно редкое) держит в правой руке короткую, утолщающуюся книзу палку (палицу), а левую руку обвила змея, голова змеи над плечом бога. (Collection of the most remarkable Monuments of the National Musaeum. Naples, 1868, Vol. I, p. 5).