Положение змеи на посохе

Известна статуя полуобнаженного Асклепия, опирающегося правой рукой как на костыль на прямую, слегка расширяющуюся книзу палку (посох). Змея у ног бога сзади и слева. (Les Monumens antiques du musee Napoleon, Paris, 1804, Vol. I, p. 46).

На другой статуе в полном соответствии с традицией древнегреческой моды, обязывавшей взрослых мужей носить на людях (на улице, в собраниях) гиматий — прямоугольный кусок шерстяной ткани (1,7×4 метра), Асклепий задрапирован как простой, обычный человек: гиматий покрывает левое плечо, руку и все тело до лодыжек. Круглая, расширяющаяся книзу длинная палка (палица, посох) в обнаженной правой руке. Змея не обвивает посох, а только вползает на него. Голова змеи касается кончиков пальцев руки. (Collection of the most remarkable monuments of the National musaeum. Naples, 1868, p. 91).

И, наконец, многочисленные, традиционные с различными вариантами скульптуры, изображения на рельефах, вазах, монетах и т. д., представляющие за конченный, канонический образ. Асклепий представлен в виде умудренного жизнью средних лет мужчины. Его одежда — так называемый ораторский гиматий, скрывающий обе руки и все тело, показывает высокое положение и род занятий — умственный труд. В руке (на одних статуях в правой, на других в левой) посох со змеей.

К сказанному необходимо добавить еще одно, ранее, кажется, ускользавшее от внимания исследователей наблюдение: змея обвивает посох не всегда одинаково. Кольца змеи на посохе то равномерны, правильные, то неравномерны, то более, то менее плотные и, наконец, голова змеи то почти касается пальцев Асклепия, то повернута в сторону.

Положение змеи на посохе и «способ», которым она вокруг него обвивается позволяют высказать предположение, что в символе «посох со змеей» наряду со многим другим, содержится напоминание о необходимости органичного соединения теории и практики.

Быть может такая трактовка покажется попыткой модернизации античных представлений, но, думается, право на существование она имеет — недооценивать античный гений рисковано.